Web - сценарии
Второй путь — внедрение в HTML -код особых программ, написанных на "классических" языках программирования, т. е. описывающих поведение элементов. Такие программы называются сценариями (или скриптами от англ. script — сценарий). (Почему они так называются? Можете считать, что эти программы описывают сценарии поведения какого-нибудь элемента при наступлении того или иного события.) Эти программы помещаются в HTML -код с помощью особого, специально для такого случая стандартизированного комитетом WWWC парного тега < script >. . .</ script >. Web -обозреватель, "расшифровывая" такой HTML -код, читает сценарии и либо выполняет их сразу же, либо "откладывает в долгий ящик", чтобы выполнить после наступления какого-либо события.
Именно после "открытия" второго пути в интерактивность Всемирная паутина стала "живой", а многие Web -дизайнеры стали по совместительству еще и Web -программистами.
Для того чтобы писать сценарии, были специально созданы несколько языков программирования, называемых языками написания сценариев (или скриптовыми языками). Наибольшую популярность из них получили всего два: JavaScript и VBScript .
Язык JavaScript был разработан в фирме Netscape на основе известного "классического" языка программирования Java . Поэтому впервые поддержка языка JavaScript появилась именно в Web -обозревателе Netscape Navigator 2.0. Microsoft Internet Explorer начал поддерживать JavaScript с версии 3.0. Кроме того, в фирме Microsoft был разработан свой диалект JavaScript под названием JScript , отличающийся от "прародителя" только наличием нескольких новых команд. Поэтому эти два языка очень часто не различают, называя их одинаково — JavaScript .
Язык VBScript был разработан в Microsoft в качестве "адекватного ответа" на JavaScript . Этот язык поддерживается только Internet Explorer , начиная с версии 4.0. Из-за своей "несовместимости" VBScript не получил большого распространения в Web , но завоевал прочные позиции в серверном программировании, а именно, написании активных серверных страниц Micro soft ASP (см. главу 15). В настоящее время для написания Web -сценариев он практически не применяется.
Кроме JavaScript и VBScript , были попытки использования для написания Web -сценариев языков Perl , Python и некоторых других. Однако сколько-нибудь широкого распространения эти языки не получили.
В настоящее время практически везде для написания сценариев применяется язык JavaScript . Он достаточно прост для изучения и предоставляет разработчику весьма обширные возможности. Кроме того, написанные на нем программы невелики по объему, что актуально в эпоху безраздельного господства медленных каналов связи.
Для поддержки языка сценариев используется так называемый интерпретатор (или виртуальная машина) языка. Web -обозреватель выделяет сценарии из HTML -кода страницы и передает его на выполнение интерпретатору. Последний анализирует код сценариев, расшифровывает их и выполняет, передавая результат выполнения обратно Web -обозревателю. Для каждого языка написания сценариев, поддерживаемого Web -обозревателем, нужен свой отдельный интерпретатор. Благодаря такому подходу Web -обозреватель можно "научить" поддерживать сценарии, написанные практически на любом языке программирования, если для этого языка существует интерпретатор, написанный определенным образом.
Языки сценариев называются интерпретируемыми, т. к. написанные на них программы расшифровываются при каждом выполнении. Этим они коренным образом отличаются от компилируемых языков (C++, Pascal , Java и многих других). Написанные на компилируемых языках программы расшифровываются однократно и преобразуются в машинный код, который выполняется самим процессором компьютера, без помощи интерпретатора. Для такого преобразования используются специальные программы, называемые компиляторами. Конечно, откомпилированный код выполняется значительно быстрее, но специфика Web -программирования такова, что в нем могут применяться только интерпретируемые языки.
Ну, вот и все о языках программирования, на которых пишутся Web -сценарии. Теперь поговорим о том, как эти Web -сценарии выполняются.
События
Событие в системе происходит при наступлении некого условия, внешнего или внутреннего. В зависимости от того, внутри или вне системы наступило это условие, различают внешние и внутренние события. К внешним событиям относятся щелчок мышью на странице или ее элементе, перемещение курсора мыши, нажатие клавиши на клавиатуре, изменение размеров окна Web -обозревателя и т. п. Внутренние события — это завершение загрузки Web -страницы, очередной "тик" системного таймера и т. п. Эта классификация событий сделана только для удобства обучения начинающих программистов, ведь с точки зрения языка сценариев оба вида событий между собой не различаются и обрабатываются одинаково.
Если брать во внимание только события, происходящие в Web -странице, то нужно иметь в виду, что события могут происходить как в самой странице, так и в отдельных ее элементах. В самом деле, если пользователь щелкает мышью на части страницы, не занятой какими-либо элементами, говорят, что событие происходит в самой странице. Если же пользователь щелкнет на графическом изображении или текстовом абзаце, событие происходит в этом графическом изображении или текстовом абзаце, т. е. сообщение о наступлении события "щелчок левой кнопкой мыши" в первом случае получит сама страница, а во втором — один из ее элементов.
Что же нам делать с этими событиями, спросите вы? Обрабатывать.
Обработка события заключается в реакции на них. А для реакции на них используются особым образом написанные сценарии, называемые обработчиками событий. Обработчики привязываются к тем или иным событиям, происходящим в каком-либо элементе страницы или самой странице. И делается это с помощью особого расширения HTML , специально предназначенного для поддержки Web -сценариев.
В частности, если требуется, чтобы при наведении курсора мыши на изображение внизу появлялось его краткое описание, нужно сделать следующее. Под изображением помещается свободно позиционируемый элемент, содержащий текст описания, и этот элемент делается невидимым. Далее пишутся два сценария, привязанные к событиям, возникающим при наведении курсора мыши на графическое изображение и при "уводе" его прочь. Первый из этих сценариев делает элемент с описанием видимым, второй - невидимым. После этого написанные сценарии привязываются к соответствующим событиям, происходящим в элементе графического изображения. Вот и все.
Не будем рассматривать конкретные детали реализации этого эффекта. Во-первых, они слишком зависят от выбора языка программирования, а пер-1 вый (и, кстати, последний в этой книге) сценарий JavaScript мы напишем и изучим в главе 13. Во-вторых, в данный момент требуется анимировать элемент страницы, т. е. заставить его двигаться.
В большинстве интерактивных Web -страниц большая часть сценариев представляет собой как раз обработчики событий. Именно они реализуют большую часть логики поведения страницы при взаимодействии с пользователем. (Хотя существует определенный процент сценариев, выполняемых сразу же после расшифровки; в основном, это код, производящий всяческие предустановки.) Такой подход, когда почти вся программа представляет собой обработчики событий, называется событийно-управляемым программированием .
Но мы отвлеклись. Давайте все же вернемся к нашей анимации. А разговор о программировании продолжим в главе 13, посвященной как раз Web -сценариям и работе с ними в среде Dreamweaver